Воспитание толерантности у дошкольника
Вступительное слово –
«Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.
На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности. Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». В законе РФ "Об образовании" говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»).
Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
Сегодня Вы все имеете представление о понятии «толерантность» и его происхождении, эта информация была Вам дана на педагогическом совете, сейчас хочу Вам прочесть высказывание Конфуция «По природе люди близки друг другу, а по привычкам далеки друг от друга» и предложить поискать сходства и различия среди присутствующих».
Проводиться разминка - «Чем мы похожи». Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой, называя это сходство. Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Упражнение выполняется до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Рефлексия.
Первый блок теоретической части.
«Как же рассматривать такое сложное понятие как толерантность в отношении воспитания его у такого маленького человечка как дошкольник?
Способен ли ребенок к усвоению категорий входящих в критерии толерантности?
На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по-своему проходит каждый ребенок. (Д.И. Фельдштейн, 1995).
Изменение структуры деятельности ребенка между 3 и 6 годами очень динамично. Он переходит от достаточно ограниченного пространства к освоению новых видов деятельности, требующих нового видения вещей, людей, новых связей взаимодействия, входя в новое пространство действий, где расширяется сфера отношений, увеличиваются контакты, усложняется его роль в общих играх и делах.
Как правило, до 5 лет, происходит накопление знаний о ролевых взаимодействиях, требованиях старших по возрасту ребят и взрослых, а в период 5-6 лет происходит ускорение этого процесса. Это приводит к тому, что к 6 годам у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе. В этом возрасте можно отметить у детей такие проявления отношений как осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы: детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, детская бестактность и т. д.
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, очевидно, что старший дошкольник является уже психологически подготовленным к восприятию основ толерантности.
В современной науке существует несколько теорий относительно воспитания толерантности у дошкольников, на слайде Вы видите некоторые из них:
- теории развития мироотношения личности, раскрывающие особенности и структуру отношения человека к миру природы, культуры, других людей (И.А. Беляев, М.М. Прохоров, Э. Эриксон и др.);
- теория диалога культур, раскрывающая особенности диалога как формы самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления (М.М. Бахтин, B.C.Библер, М.С. Каган и др.);
- теория эволюции мировидения детей дошкольного возраста, раскрывающая этапы развития целостной картины мира ребенка (И.Э. Куликовская);
- теория осознания дошкольного детства как периода раскрытия потенциальных возможностей ребенка и становления способов отношения к миру (A.A.Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, A.B. Запорожец, М.Б. Зацепина, С.А. Козлова, М.В. Корепанова, В.Т. Кудрявцев, И.Э. Куликовская, А.И. Савенков, P.M. Чумичева и др.);
- понимание фольклора как средства воспитания детей дошкольного возраста (А.Н. Афанасьев, Г.К. Бостан, Г.Н. Волков, Т.С. Комарова, М.Н. Кузьмина, Н.М. Лебедева и др.).
Прежде чем мы начнем разговор об определении критериев толерантности у ребенка-дошкольника. Предлагаю Вам проанализировать свою собственную толерантность.
Упражнение «Черты толерантной личности».
Участники получают бланки опросника, в которых перечислены основные черты толерантной личности:
1.Терпение, выдержка, тактичность.
2.Доброжелательность.
3.Умение слушать.
4.Безоценочность отношений. Умение не осуждать других.
5.Способность к сопереживанию.
6.Доверие. Гуманизм.
7.Отношение к другому, как к самоценности.
8.Ответственность перед собой и другими.
9.Способность к децентрации и любви.
10. Чувство юмора.
Участники оценивают у себя по десяти балльной шкале черты толерантной личности. По мере работы группы будут проводиться коррекция этих оценок. После заполнения бланков организуется обсуждение - рефлексия.
Второй блок теоретический части:
Большинство качеств личности, с которыми мы сейчас работали, у дошкольника находятся в стадии усвоения, тогда встает вопрос - как же определить уровень его толерантности? Ознакомившись с критериями толерантности дошкольников в вышеуказанных теориях, можно определить следующие основные критерии оценки основ толерантного отношения детей:
младший дошкольный возраст -
- доминирование у детей эмоций положительной модальности,
- устойчивое доброжелательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам),
- интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Старший дошкольный возраст -
- способность оптимально эффективно организовывать межличностное взаимодействие детей со своими сверстникам и с окружающими взрослыми,
- умение понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих, учитывать их в процессе общения,
- умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации,
- адекватность самооценки.
Диагностика вышеуказанных критериев осуществляется методами беседы, рисуночных тестов, наблюдения за детьми, созданием проблемных ситуаций.
Предположительно формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно можно выделить следующие уровни проявления толерантности:
когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
эмоционально – оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;
поведенческо – рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.
Формирование толерантности - это движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно-ориентированного подхода.
Следующий важнейший аспект в формировании толерантности у дошкольников - это выбор форм и методов воспитания. Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста приоритет игровых методов и форм – очевиден.
Успешность игрового воздействия заложена в дилогическом общении ребенка со взрослым и сверстником, через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Например, игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это? »;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих:«Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
- игры, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам «Волшебные очки», «Испорченный телефон»;
- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Применение психогимнастики позволит воспитать у детей высшие эмоции и чувства, научиться распознавать эмоции и управлять ими, то есть позитивно влиять на развитие эмоционально-личностной сферы, а значит способствовать воспитанию толерантности у дошкольника.
Например: игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Толерантность и самовыражение неотделимы понятия, обучение ребенка социально-приемлемым формам самовыражения поможет педагогам арт-терапевтическая техника. Эта форма работы, основанная на изобразительном искусстве. Темы для выполнения: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Кроме того, можно предложить следующие мероприятия и виды деятельности по воспитанию толерантности у дошкольников:
- ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов;
- чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь;
- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мир;
- организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов;
- использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучение с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира;
- проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (Рождество Масленица).
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.
В заключении хочется отметить, что активное применение выше описанных форм и методов работы, системный подход, согласованность в работе детского сада и семьи являются важнейшими условиями полноценного воспитания ребёнка, формирования у него уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления индивидуальности.
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УГОЛОГ В ГРУППЕ Младший дошкольный возраст |
|
Содержание соц.эмоц. уголка |
задачи |
Рукавички |
Способствует снятию психоэмоционального напряжения |
Сенсорные ладошки |
Расширяют диапазон восприятий и чувств детей на основе тактильных ощущений |
Короб положительных эмоций |
Вызывает положительные эмоции при воспоминании о доме |
Альбом наша дружная семья |
Способствует развитию представлений о своей собственной семье |
Альбом «Наша группа» |
Формирует социально-нравственные отношения в группе сверстников, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу. |
Индивидуальные фото детей |
Способствуют осознанию образа «Я» |
Контрастные мешочки |
Позволяют выплеснуть негативные эмоции и зарядиться положительными. |
Кармашки настроения |
Учат узнавать, называть и выражать эмоции, определять состояние другого человека, способствуют проявлению сочувствия. |
Мешочки любимых ароматов |
Способствуют выражению и осознанию эмоций на основе ассоциаций. |
Сундучок ряженья |
Способствует перевоплощению ребёнка в другой образ, позволяет выражать внутреннее состояние. |
Пальчик эмоций |
Способствует развитию умения подчинять свои желания общим правилам. |
Игрушка - забава |
Способствует созданию положительных эмоций |
Игра – этюд на выражение эмоций |
Учит узнавать эмоцию и выражать её. |
д/и «Веселый рулевой» |
Способствует умению различать эмоции |
д/и «Театр масок» |
Учить узнавать и называть эмоции» |
Аудиокассеты с записью муз. произведений |
Способствует снятию психо-эмоционального напряжении, релаксации. |
Зеркала большое и маленькие на подгруппу детей |
Способствует осознанию образа «я». Формируют представления о некоторых особенностях своей внешности. |
Личностная стена |
Расширяет представления родителей о своих детях |
Альбом «Как прекрасен этот мир» |
Способствует созданию настроения спокойствия, умиротворённости, преодолению негативного состояния. |
Ткань, ширмы для уголков уединения |
Способствует уединению и организации совместной деятельности в миниподгуппах. |
«Островок дружбы» |
Условно обозначенное пространство в группе, способствующее урегулированию взаимоотношений между детьми. |
«Стена топанья» |
Способствует снятию агрессии, эмоционального напряжения. |
Портфолио |
Позволяет собрать полную информацию о социальном развитии ребёнка, его достижениях. |
Средний дошкольный возраст |
|
Содержание соц.эмоц. уголка |
задачи |
д/и «Цветик семицветик» |
Помогает оценить своё состояние |
Подушка - злючка |
Способствует выплескиванию гнева, злости, выражению отрицательных эмоций. |
д/и «Эмоциональный словарь» |
Развивает эмоциональную сферу ребёнка. |
Куб эмоций |
Позволяет узнавать эмоции, называть их и изображать. |
Альбом вкусов и желаний |
Позволяет обозначить и выразить желания ребёнка: включает в себя высказывания, предложения, мысли, меты ребёнка. |
Рабочие тетради для мальчиков и девочек |
Позволяет организовать индивидуальную работу по соц.-эмоц. развитию ребёнка |
«Ласковая варежка» |
Способствует снятию негативных эмоций |
Бумажные куклы (мальчик и девочка с набором одежды) |
Способствует идентификации полов |
д/и «Ребята с нашего двора» |
Позволяет узнать эмоции, найти отличия в их выражении. |
Сумочки настроения |
Позволяет снять эмоциональное напряжение. |
д/и «Одень мишек» |
Учит подбирать одежду по половому признаку, определять эмоциональное состояние. |
Именные карточки для индивидуальной работы с детьми |
Способствует формированию самоорганизации и самоконтроля детей. |
Дидактическое пособие «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок» |
Способствует развитию умения эмоционально откликаться на поступки сказочных героев, оценивать их и «переносить» в свою жизнь. |
Дидактические игры и упражнения для работы с детьми «группы риска» |
Способствуют снятию проявлений агрессии, гиперактивности, замкнутости. |
Стаканчик для крика |
Способствует снятию эмоц. напряжения, негативизма, агрессии: переносу напряжения с личности на предмет. |