Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Интернет-приемная

Вы можете обратиться к нам через форму обратной связи

Задать вопрос


Видеоролики и социальные макеты о семье

Видеоролики и социальные макеты о семьеВидеоролики и социальные макеты о семье

Наши партнёры

 

Ссылки

 

   


 Воспитание толерантности у дошкольника

Вступительное слово –

«Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.

На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности. Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». В законе РФ "Об образовании" говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»).

Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

Сегодня  Вы все имеете представление о понятии   «толерантность» и его происхождении, эта информация была Вам дана на педагогическом совете,  сейчас   хочу Вам прочесть высказывание Конфуция «По природе  люди  близки друг  другу, а по привычкам далеки друг от друга»  и предложить поискать сходства и различия среди присутствующих».

Проводиться разминка - «Чем мы похожи». Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой, называя это сходство. Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Упражнение выполняется до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Рефлексия.

Первый блок теоретической части.

«Как же рассматривать такое сложное понятие как толерантность в отношении воспитания его у такого маленького человечка как дошкольник?

Способен ли ребенок к усвоению категорий входящих в критерии толерантности?

На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по-своему проходит каждый ребенок. (Д.И. Фельдштейн, 1995).

Изменение структуры деятельности ребенка между 3 и 6 годами очень динамично. Он переходит от достаточно ограниченного пространства к освоению новых видов деятельности, требующих нового видения вещей, людей, новых связей взаимодействия, входя в новое пространство действий, где расширяется сфера отношений, увеличиваются контакты, усложняется его роль в общих играх и делах.

Как правило, до 5 лет, происходит накопление знаний о ролевых взаимодействиях, требованиях старших по возрасту ребят и взрослых, а в период 5-6 лет происходит ускорение этого процесса. Это  приводит к тому, что  к 6 годам  у ребенка  появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе. В этом возрасте можно отметить у детей  такие проявления отношений как осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы: детская непосредственность,  ограниченный жизненный опыт, детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения,  очевидно, что старший дошкольник является уже психологически подготовленным к восприятию основ толерантности.

В современной науке существует  несколько теорий относительно воспитания толерантности у дошкольников, на слайде Вы видите некоторые из них:

- теории развития мироотношения личности, раскрывающие особенности и структуру отношения человека к миру природы, культуры, других людей (И.А. Беляев, М.М. Прохоров, Э. Эриксон и др.);

- теория диалога культур, раскрывающая особенности диалога как формы самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления (М.М. Бахтин, B.C.Библер, М.С. Каган и др.);

- теория эволюции мировидения детей дошкольного возраста, раскрывающая этапы развития целостной картины мира ребенка (И.Э. Куликовская);

-  теория осознания дошкольного детства как периода раскрытия потенциальных возможностей ребенка и становления способов отношения к миру (A.A.Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, A.B. Запорожец, М.Б. Зацепина, С.А. Козлова, М.В. Корепанова, В.Т. Кудрявцев, И.Э. Куликовская, А.И. Савенков, P.M. Чумичева и др.);

- понимание фольклора как средства воспитания детей дошкольного возраста (А.Н. Афанасьев, Г.К. Бостан, Г.Н. Волков, Т.С. Комарова, М.Н. Кузьмина, Н.М. Лебедева и др.).

Прежде чем мы начнем разговор об определении критериев   толерантности у ребенка-дошкольника. Предлагаю Вам проанализировать свою собственную толерантность.

Упражнение «Черты толерантной личности».

Участники получают бланки опросника, в которых перечислены основные черты толерантной личности:

1.Терпение, выдержка, тактичность.

2.Доброжелательность.

3.Умение слушать.

4.Безоценочность отношений. Умение не осуждать других.

5.Способность к сопереживанию.

6.Доверие. Гуманизм.

7.Отношение к другому,  как к самоценности.

8.Ответственность перед собой и другими.

9.Способность к децентрации и любви.

10. Чувство юмора.

Участники  оценивают у себя по десяти балльной шкале черты толерантной личности. По мере работы  группы будут проводиться коррекция этих оценок. После заполнения бланков организуется обсуждение - рефлексия.

Второй блок  теоретический  части:

Большинство качеств личности, с которыми мы сейчас работали,  у дошкольника находятся в стадии усвоения, тогда встает вопрос - как же определить уровень его толерантности? Ознакомившись с  критериями толерантности дошкольников в вышеуказанных теориях, можно определить следующие основные критерии оценки основ толерантного отношения детей:

младший дошкольный возраст -

-  доминирование у детей эмоций положительной модальности,

- устойчивое доброжелательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам),

- интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Старший дошкольный возраст -

- способность оптимально эффективно организовывать межличностное взаимодействие детей со своими сверстникам и с окружающими взрослыми,

- умение понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих, учитывать их в процессе общения,

- умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации,

- адекватность самооценки.

Диагностика вышеуказанных критериев осуществляется методами беседы, рисуночных тестов, наблюдения за детьми, созданием проблемных ситуаций.

Предположительно формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно  можно выделить следующие  уровни проявления толерантности:

когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

эмоционально – оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;

поведенческо – рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.

Формирование толерантности  - это движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно-ориентированного подхода.

Следующий важнейший аспект в формировании толерантности у дошкольников - это выбор  форм и методов воспитания.  Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста  приоритет игровых методов и форм – очевиден.

Успешность игрового воздействия заложена в дилогическом общении ребенка со взрослым и сверстником, через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это? »;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих:«Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

- игры, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам «Волшебные очки», «Испорченный телефон»;

- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Применение психогимнастики позволит воспитать у детей высшие эмоции и чувства, научиться распознавать эмоции и  управлять ими, то есть позитивно влиять на развитие эмоционально-личностной сферы, а значит способствовать  воспитанию толерантности у дошкольника.  

Например: игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Толерантность и самовыражение неотделимы понятия, обучение ребенка социально-приемлемым формам самовыражения поможет педагогам арт-терапевтическая техника. Эта форма работы, основанная на изобразительном искусстве.  Темы для выполнения: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Кроме того, можно предложить следующие мероприятия и виды деятельности по воспитанию толерантности у дошкольников:

- ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов;

- чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь;

- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мир;

- организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов;

- использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучение с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира;

- проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (Рождество Масленица).

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.

В заключении хочется отметить, что активное применение выше описанных форм и методов работы, системный подход, согласованность в работе детского сада и семьи являются важнейшими условиями полноценного воспитания ребёнка, формирования у него  уважения,  принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления индивидуальности.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УГОЛОГ В ГРУППЕ

Младший дошкольный возраст

Содержание соц.эмоц. уголка

задачи

Рукавички

Способствует снятию психоэмоционального напряжения

Сенсорные ладошки

Расширяют диапазон восприятий и чувств детей на основе тактильных ощущений

Короб положительных эмоций

 Вызывает положительные эмоции при  воспоминании о доме

Альбом наша дружная семья

Способствует развитию представлений о своей собственной семье

Альбом «Наша группа»

Формирует социально-нравственные отношения в группе сверстников, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.

Индивидуальные фото детей

Способствуют осознанию образа «Я»

Контрастные мешочки

Позволяют выплеснуть негативные эмоции  и зарядиться положительными.

Кармашки настроения

Учат  узнавать, называть и выражать эмоции, определять состояние другого человека, способствуют проявлению сочувствия.

Мешочки любимых ароматов

Способствуют выражению и осознанию эмоций на основе ассоциаций.

Сундучок   ряженья

Способствует перевоплощению  ребёнка в другой образ, позволяет выражать внутреннее состояние.

Пальчик эмоций

Способствует развитию умения подчинять свои желания общим правилам.

Игрушка - забава

Способствует  созданию положительных эмоций

Игра – этюд на выражение эмоций

Учит узнавать эмоцию и выражать её.

д/и «Веселый рулевой»

Способствует умению различать эмоции

д/и  «Театр масок»

Учить узнавать и называть эмоции»

Аудиокассеты с записью муз. произведений

Способствует снятию психо-эмоционального напряжении, релаксации.

Зеркала большое и маленькие на подгруппу детей

 Способствует осознанию образа «я». Формируют представления о некоторых особенностях своей внешности.

Личностная стена

Расширяет представления родителей о своих детях

Альбом «Как прекрасен этот мир»

Способствует созданию настроения спокойствия, умиротворённости, преодолению негативного состояния.

Ткань, ширмы для уголков уединения

 Способствует уединению и организации совместной деятельности в миниподгуппах.

«Островок дружбы»

Условно обозначенное пространство в группе, способствующее урегулированию взаимоотношений между детьми.

«Стена топанья»

Способствует снятию агрессии, эмоционального напряжения.

Портфолио

Позволяет собрать полную информацию о социальном развитии ребёнка, его достижениях.

 

 

Средний  дошкольный возраст

Содержание соц.эмоц. уголка

задачи

д/и «Цветик семицветик»

Помогает оценить своё состояние

 Подушка - злючка

Способствует выплескиванию гнева, злости, выражению отрицательных эмоций.

д/и  «Эмоциональный словарь»

Развивает эмоциональную сферу ребёнка.

Куб эмоций

 Позволяет узнавать эмоции, называть их и изображать.

Альбом вкусов и желаний

 Позволяет обозначить и выразить желания ребёнка: включает в себя высказывания, предложения, мысли, меты ребёнка.

Рабочие тетради для мальчиков и девочек

Позволяет организовать индивидуальную работу по соц.-эмоц. развитию ребёнка

«Ласковая варежка»

Способствует снятию негативных эмоций

Бумажные куклы (мальчик и девочка с набором одежды)

Способствует идентификации полов

д/и «Ребята с нашего двора»

 Позволяет узнать эмоции, найти отличия в их выражении.

Сумочки настроения

Позволяет снять эмоциональное напряжение.

д/и «Одень мишек»

Учит подбирать одежду по половому признаку, определять эмоциональное состояние.

Именные карточки для индивидуальной работы с детьми

Способствует формированию самоорганизации и самоконтроля детей.

Дидактическое пособие «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Способствует   развитию умения  эмоционально откликаться на поступки сказочных героев, оценивать их и «переносить» в свою жизнь.

Дидактические игры и упражнения для работы с детьми   «группы риска»

Способствуют снятию проявлений агрессии, гиперактивности, замкнутости.

Стаканчик для крика

Способствует снятию эмоц. напряжения, негативизма, агрессии: переносу напряжения с личности на предмет.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?