Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Интернет-приемная

Вы можете обратиться к нам через форму обратной связи

Задать вопрос


Видеоролики и социальные макеты о семье

Видеоролики и социальные макеты о семьеВидеоролики и социальные макеты о семье

Наши партнёры

 

Ссылки

 

   


Содержание

Народные  сказки  как средство формирования толерантности дошкольников.

Авторы: воспитатели МБУ детского сада № 93

«Мишутка» г.о. Тольятти

Зенова Н.А

Керимова В.Ф

 

«Высшим результатом образования является терпимость»

Хелен Келлер, американская писательница XX в.,слепоглухая

 

Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.
 Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов.  Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. 
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.  
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка –  ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает   родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана  и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям , являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла.
  Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. 

 В нашей работе  с дошкольниками  приемы применялись в соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения.

В   работе с детьми можно  использовать следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста  :

- сравнение содержания двух или трех сказок;

- сравнение характеров героев двух или трех сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;

 - придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;

- моделирование сказочного сюжета;

- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок  ;

- проведение литературных викторин;

- оформление вернисажа «Мои любимые сказки».

 

Наиболее сложным этапом в формировании толерантности у дошкольников через использование фольклора, считаем подбор необходимого литературно-художественного материала.

Принципы подбора сказок:

- сказки не должны слишком длинными;

- главными героями сказки должны быть дети (но не обязательно сверстники);

- в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;

-  главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.

 

Предлагаем сравнительную подборку сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности:

- терпимости ( «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»),

- доброты («Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Дюймовочка»),

- смелости («Гуси- лебеди»),

- настойчивости(«Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»), ,

-находчивости («Сивка-бурка),

-смекалки  («Волк и семеро козлят»).

Проанализировав некоторые произведения мы хотим показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев. 
- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти, убеждая что оно может    погубить человека. 
-А в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда   преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. 

- В сказке И.Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди. 

- Сказка «Репка» - это сказка про дружную совместную работу. 
- Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым и вырос в прекрасного лебедя.   
Сказка большой помощник в воспитании толерантности. 

- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам

- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. 
- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась  и побеждает.. 
- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей.  . У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он    не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.   
 - Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. 
- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”. 
- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. 
- Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. 
В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды. 
- Сказка помогает побеждать зло и жестокость. 
    Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

 В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые  в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать   , что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением,     знакомят со  способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. 
Таким образом происходит моральное  воспитание, воспитание  толерантных установок  через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Библиографический список:
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ., 2005

2. Ашиков, В. «Азбука мира»: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей ст. дошк. возраста /В. Ашиков, С. Ашикова //Дошкольное воспитание. – 2003. - №8-10, 12; 2004. - №1, 3, 9, 10; 2005. - №1, 8, 10; 2006. - №4.

3. Вострухина, Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса /Т. Вострухина //Дошкольное воспитание. – 2010. - №3.

4 . Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // «Обруч», 2003 №6
 5. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2003

6. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников /М. Орлова //Дошкольное воспитание. 2003. - №11.

7. Почухаева, М. Первые шаги к толерантности: [современные подходы к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О. Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20.

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?