Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Интернет-приемная

Вы можете обратиться к нам через форму обратной связи

Задать вопрос


Видеоролики и социальные макеты о семье

Видеоролики и социальные макеты о семьеВидеоролики и социальные макеты о семье

Наши партнёры

 

Ссылки

 

   


 

Конспект НОД с использованием ИКТ «Бабочки»  для детейстаршего дошкольного возраста с ЗПР

Задачи:

Образовательные:

  • содействовать развитию творчества в процессе выполнения задания и созданию композиции;
  • продолжать закреплять умение изготавливать подделку по образцу.

Развивающие:

  • развивать образное мышление, внимание, мелкую моторику рук;
  • развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей художественный вкус трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к используемым результатам;
  • воспитывать у детей способность воспринимать красоту окружающего мира;
  • воспитывать у детей любовь ко всему живому.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, открыток, энциклопедии с изображением разных бабочек;
  • беседа о бабочках.

Актуальность:

Познание мира в процессе художественной деятельности посильной детям дошкольного возраста с ЗПР. Изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию детской личности: эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, сенсорному и умственному развитию, чувства сопереживанию к живому.

Материал:

  • бумажная тарелка
  • три фантика
  • шесть бисерин
  • проволока для усиков
  • три цвета пластилина
  • паетки, цветочки

Оборудование:

  • оборудование для показа презентации и проигрывания аудиозаписи.

Организационный момент:

В: Ребята, подойдите ко мне. Скажите, какое у вас настроение?

Д: Хорошее, веселое, радостное.

В: Я очень рада. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на красивый лужок.

В: Сейчас я вам загадаю загадку:

На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, по краям резные!
Посидит и улетает. Если кто не угадает,

То подскажет мамочка:

«Да ведь это ….................» (бабочка)

В: Ребята присаживайтесь на места и посмотрите на экран.

Слайд 1:

Ребята, сегодня мы прогуляемся по цветочной полянке. Здесь живет много бабочек.

Слайд 2:

Яркие, красочные, порхающие. Их полет похож на легкое дуновение ветерка. Маленькие, беззащитные и очень хрупкие.

Слайд 3:

Увидишь бабочек, и настроение поднимается, хочется улыбнуться.

Слайд 4:

Нет ничего прекраснее бабочек! Ведь бабочки – украшение нашей Земли, нашей планеты.

Слайд 5:

У каждой бабочки свой рисунок на крыльях, и он прекрасен.

Слайд 6:

Бабочки целый день порхают с цветка на цветок

Слайд 7:

Бабочки очень любят цветочный нектар.

Слайд 8:

Когда бабочка сидит на цветке, она и сама похожа на оживший цветок.

Слайд 9-12:

Над травой порхает бантик.
Нет, наверно это фантик.
Разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?

Ой, есть крылышки у чуда!
Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела,
Отдохнула и взлетела.

Так с цветочка на цветок.
И порхала весь денек.
Практическая часть:
Изготовление туловища:

В: Ребята, у вас на столе лежат тарелочки, красивые фантики, пластилин разного цвета. Выберите три кусочка пластилина и положите себе на досочки. Сейчас я вам покажу, как нужно делать туловище для бабочки. Сначала нужно скатать из пластилина колбаску, потом оттянуть хвостик и отогнуть головку вверх.

Практическая часть:

Изготовление крылышек.

В: Возьмите фантик и соберите его складочками посередине. А теперь два раза перекрутите. Получились красивые крылышки. Приделываем их к туловищу. Вот какая красивая бабочка получилась.

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,

      И нектара всласть поела.

Практическая часть:

Самостоятельная работа детей

В: Ребята, теперь нужно сделать нашей бабочке две подружки и посадить их на тарелочку-лужок.

Молодцы. Посмотрите, какие красивые бабочки получились. Они уже присели на лужок.

На лесной полянке чудо –
На цветочках – бантики.
Это бабочки расселись,
Как цветные фантики.

Заключительная часть:

В: Бабочки очень любят нектар с цветов. И сейчас мы добавим к нашей композиции цветочки.

Какая красота! Теперь вместе с подружками бабочки порхают с цветка на цветок. Бабочки сидят на лужке и думают: «Как здесь хорошо и красиво. Какие мы счастливые, что присели на такой красивый лужок». Почему бабочки так думают?

Д: Потому, что они счастливы.

Подведение итогов:

В: Мы сегодня с вами сделали очень красивую композицию. Вы все справились очень хорошо. Скажите, что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

 

 


Консультация для родителей

"Как правильно хвалить ребенка?"

 Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле результат нередко бывает прямо противоположный: ребенок становится нервным, плохо себя ведет. Почему? Да потому, что чем больше он получает незаслуженных похвал, тем чаще стремится проявить свою “истинную натуру”. Родители часто рассказывают: стоит похвалить ребенка за хорошее поведение - и он как с цепи срывается, будто стремясь опровергнуть похвалу.

Как можно хвалить и как нельзя

Означает ли это, что похвала “устарела”? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею направо и налево. Ведь, назначая лекарство для больного, врач обязательно указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций. Похвала – это тоже лекарство, причем сильнодействующее, и с ней нужно обращаться осторожно: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.

Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Восьмилетний Андрей хорошо поработал в саду: собрал граблями листья, выбросил мусор, аккуратно сложил на место инструменты. Матери понравилась его работа, и она выразила свое одобрение сыну.

  • Мать: В саду было так грязно... Я даже не думала, что можно все убрать за один день.
  • Андрей: А я смог!
  • Мать: Там было полно листьев и всякого мусора.
  • Андрей: Я все убрал.
  • Мать: Вот это работа!
  • Андрей: Да, было нелегко.
  • Мать: Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.
  • Андрей: Стало чисто.
  • Мать: Спасибо тебе, сынок.
  • Андрей: (широко улыбаясь). Не за что.

Мать похвалила поступок Андрея, и мальчик почувствовал радость и гордость оттого, что он его совершил. В тот вечер он с большим нетерпением ждал, когда придет домой отец, чтобы показать ему чистый сад и снова почувствовать гордость за свою работу.

Если же похвала оценивает самого ребенка, а не его поступок, она только вредна. Например, такая:

  • Ты чудесный сын.
  • Ты настоящий мамин помощник.
  • Что бы мама делала без тебя?

Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу; ребенок почувствует, что он далеко не такой “чудесный сын” и совсем не может быть этим образцовым сыном. Поэтому, не дожидаясь, что его “разоблачат”, он предпочтет немедленно облегчить свою совесть, сознавшись в каком-нибудь проступке.

Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце, - и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично. Нельзя заявить во всеуслышание: “Спасибо, я принимаю вашу похвалу”. Но и внутренний голос говорит ребенку, что нельзя честно сказать себе самому:

“Я просто чудесный: я и добрый, и сильный, и щедрый, и скромный”.

Ребенок не только опровергнет похвалу, но и подумает о тех, кто его хвалит, примерно так: “Если они так хорошо обо мне думают, значит, и сами немногого стоят!”

Наши слова и выводы детей

Итак, похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.

Десятилетний Женя помогал отцу оборудовать подвал дома. Во время работы ему пришлось двигать тяжелую мебель.

  • Отец: Верстак такой тяжелый. Трудно его подвинуть.
  • Женя: (с гордостью) Я это сделал.
  • Отец: Работа не из легких.
  • Женя: (согнув руку и напрягая мускулы) Я сильный.

В этом примере отец указал на трудность задачи. Сын сам сделал вывод о своих способностях. А если бы отец сказал: “Ты такой сильный, сынок”, Женя мог бы ответить: “Вовсе нет. У нас в классе есть мальчишки сильнее меня”. Последовал бы обидный и ненужный спор...

Как дети выглядят в собственных глазах

Похвала складывается из двух компонентов - наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т, д. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей:

Правильная похвала: “Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!”

Возможный вывод: “Я хорошо поработал, и мою работу оценили”.

(Неправильная похвала: “Ты просто молодец”.)

Правильная похвала: “Твое стихотворение меня очень тронуло”.

Возможный вывод: “Хорошо, что я умею писать стихи”.

(Неправильная похвала: “Для твоего возраста это неплохие стихи”.)

Правильная похвала: “Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!”

Возможный вывод: “Я умею плотничать”.

(Неправильная похвала: “Ты хороший плотник”.)

Правильная похвала: “Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!”

Возможный вывод: “Я помог маме”.

(Неправильная похвала: “Ты сделал это лучше, чем наша мама”.)

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние положительные оценки в значительной степени определяют, как ребенок будет относиться к себе и к окружающему миру.

 

 

Статья

"Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР."

Семенова М.В., воспитатель МБУ детского сада № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти,

 

              Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

  Антуан Сент-Экзюпери

        Значимым условием психологического формирования дошкольника считается его взаимодействие со старшими и ровесниками. Коммуникативные связи ребенка  активно формируются в дошкольном возрасте.

Со степенью развития коммуникативно-речевых способностей связан уровень сформированности знаний, умений и навыков ребенка, его познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других новообразований, образующих основу личностной культуры.

Для дошкольников с   задержкой психического развития характерны неумение общения со сверстниками и окружающими их взрослыми людьми. Скудный словарный запас, незнание этикета, культуры общения и культуры речи. Дети не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительности движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляции и тонкой моторики, все это снижает коммуникативные возможности детей.

Самооценка детей неустойчива: они склонны преувеличивать собственный успех и впадать в полное уныние при незначительной неудаче.

У дошкольников с ЗПР глубоко развито чувство соперничества, поэтому дети в поисках средства повышения собственной самооценки могут стремиться к снижению социальной оценки своих потенциальных соперников. Важно не только повышать самооценку у детей, развивать адекватную и развивать коммуникативные навыки, а формировать способности видеть и понимать других.

Особенности коммуникативного фона детей с ЗПР: 

 -  проблемы и трудности при пересказе и выделении общего смысла сообщения,   при пересказе и описаниях предметов отсутствует чёткость изложения и завершённость высказываний.

- ответы детей на поставленные вопросы носят однообразный характер, используются элементарные модели предложений. Дошкольники с ЗПР употребляют слова в неточном значении, часто возвращаются к ранее сказанному.  Указанные речевые и коммуникативные затруднения, являются препятствием для поддержания отношений и контактов со сверстниками и взрослыми; они понимают создавшуюся ситуацию, могут оценить нравственность других детей, но не могут оценить свои поступки и действия, не могут самостоятельно разрешить возникшую проблему и часто обращаются за помощью к взрослым.

-  речь менее развёрнута и содержательна в общении со взрослыми, они больше общаются со сверстниками. Низкий уровень сформированности диалогических умений у детей с ЗПР не позволяет эффективно реализовать потребности в общении и взаимодействии с окружающим миром.

 Основная цель работы с детьми ЗПР – развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников, эффективное развитие коммуникативных отношений между детьми и взрослыми людьми, окружающими ребенка.

Задачи:

. Развивать коммуникативные отношения с детьми в группе.

. Расширять объем развития коммуникативных навыков.

. Формировать коммуникативные отношения.

Для всех групп   детей с задержкой психического развития характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у одних детей коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств, у других детей  имеются дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т.д. Связная речь не соответствует возрасту.

В процессе работы с детьми с ЗПР мы придерживаемся следующих принципов :

- Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно - развивающей работы.

- Принцип адекватности особенностям психического и речевого развития ребенка. Предусматривает использование форм, средств и методов, соответствующих специфики развития ребенка.

- Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, подтверждает объяснение и помогает ребенку их правильно выполнять.

 - Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей дошкольного возраста.

- Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма; создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

  - Принцип целостности эмоциональной, поведенческой и познавательной сфер.

Взаимодействие детей при организации непосредственной образовательной деятельности.

Приблизительно с 5 лет сотрудничая при организации непосредственной образовательной деятельности ребенок способен предложить сверстникам план общего дела, договориться о распределении обязанностей, достаточно адекватно оценить действия товарищей и свои. Во время взаимодействия конфликты и упрямство уступают место конструктивным предложениям, согласию и помощи. Прослеживается четкое различие в отношении к взрослому. Требуют помощи взрослого те дети, которые не могут договориться со сверстниками и найти свое место в общем деле. Часто, чтобы обратить на себя внимание, они начинают ломать постройки детей, кричать, зовя то одного ребенка, то другого, предлагая им побегать, порезвиться, обычно, не добившись результата, они говорят взрослому: «Со мной не хотят играть!» Вместе с тем у этих детей наблюдаются элементы соперничества, желание чем-то отличиться от своих сверстников, добиться их признания.

Метод проблемных ситуаций

Для развития коммуникативных отношений можно создать такие совместные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстниками, оценить их действия, разрешить конфликт и пр.) Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это - игры и действия рядом, в которых дети, могут проявить интерес к сверстнику, оценить его действия, оказывать поддержку и помощь.

          В своей работе с дошкольниками с ЗПР мы используем, доверительные беседы, упражнения, направленные на формирование общения с детьми,  применяемые как на занятиях, так и в свободной деятельности:

- Игра «Комплименты»

-  «Круг друзей»

-  «Солнечные лучики»

-  «Как меня зовут»

- Игра «Дотронься до…»

-  Игра «Мяч в руки»

- Игра «Ветер дует на…

- Упражнение «Возьми себя в руки»

-  Упражнение «Сбрось усталость».

 Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, формировать способности видеть и понимать других, повысить самооценку ребенка   предлагаем использовать  следующие игры, упражнения, занятия:

- Упражнение «Куда уходит злость»

-  «Эмоциональная атмосфера»

-  «Привет солнышку»

- «Живые руки»

-  «Угадай, у кого мяч?»

- «Подбери цвет по настроению»

- «Улучши или исправь настроение»

- «Цепочка добрых слов»

- «Хорошо - плохо»

- «Угадай, кого я описываю».

Упражнения и занятия, направленные на снятие скованности, неуверенности в себе:

- «Сбрось усталость»

-  Упражнение «Заряд бодрости»

- Упражнение «Дыши и думай красиво»

- Упражнение «Очки»

-  Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок»

- Занятие «Скажи хорошее о друге»

 - Упражнение «Как меня зовут»

Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу.

Игры и упражнения развивают воображение ребенка, логическое мышление, память учат общению друг с другом. Их можно использовать для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы, закрепления знаний об окружающем. Особое место в них отводится развитию речи, связной речи, развитию памяти, развитию коммуникативных навыков .Игры можно использовать как основу занятий, их можно проводить как индивидуально, так и со всей группой детей.

Все виды деятельности дошкольника с ЗПР - игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая - позволяет мобилизовать его познавательные возможности, а значит развить их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

         Педагогам, работающим с «особыми» детьми необходимо осознать самоценность и особую значимость дошкольного периода в формировании навыков общения;   необходимость развития и воспитания дошкольников с учетом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности; нацелить свою работу на   поиск  и выбор адекватных путей, средств, методов воспитания.

Литература:

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями психического развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2000. — Вып. 2.

2.  Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6.

3. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005.

4. Локтева Е. В. Особенности формирования навыков общения у дошкольников //Перспективы развития специального образования: сборник научных трудов (под ред. Л. С. Сековец). - Н. Новгород, 2002.

5. Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. – 164 с

6. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина. М. Сфера, 2003. 253 с.

7. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.

8.  Романюта В.Н. «Ты и твои друзья. Учим детей общаться». Методическое пособие для учителей, воспитателей, родителей, 2009.

9. Чернышева Е.А. Коррекционно- педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук. М., 2001. 199 c.

10. http://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-osobennostey-kommunikativno-rechevoy-sfery-detey-v-spetsialnoy-pedagogike

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?